Первый перевод этого фильма субтитрами состоялся в рамках открытия киноклуба "Культовое кино" в г. Санкт-Петербург
https://vk.com/kinokultlib
- Соавтор сценария Луиджи Коцци вспоминал, что первым делом Дарио Ардженто придумал название, в дальнейшем выстроив сюжет вокруг него.
- Фильм стал кассовым хитом в Италии в год выхода, собрав у экранов 5,5 млн зрителей; меньше, чем вышедшая немногим раньше "Кошка о девяти хвостах" (1971) с 6,5 миллионами зрителей и больше дебютной "Птицы с хрустальным оперением" (1970) с 3,65 млн. проданных билетов. Оператор Лучано Товоли в интервью вспоминал, как видел из окна толпу, выходящую с сеанса "Кошки" и идущую в кинотеатр через дорогу ради того, чтобы попасть на ещё один показ.
- Изначально задумывалось, что этот фильм станет "лебединой песней" в жанре джалло для режиссёра перед тем, как перейти к картинам в другом жанре. Кассовый провал "Пяти дней" (1973) заставил Дарио Ардженто вернуться на привычную почву триллера.
- Некоторые элементы сценария, не вошедшие в окончательный вариант "Четырёх мух на сером бархате", вошли в "Кроваво-красное" (1975), например, персонаж-медиум, прочитывающий мысли убийцы.
- Поиск главного актёра занял немало времени, рассматривались кандидатуры Ринго Старра, Майкла Йорка, Терренса Стампа и даже Тони Мусанте. Работа с последним в "Птице с хрустальным оперением" обернулась негативным опытом как для режиссёра-дебютанта, так и для актёра. По словам Ардженто, в первый же день съёмок в сцене, где требовалось просто открыть дверь автомобиля, Мусанте начал импровозировать. За этим последовал получасовой спор между актёром и режиссёром.
- Для съёмки летящей пули в замедленном действии из Восточной Германии была выписана камера с рабочей скоростью съёмки до 36 000 кадров в секунду.
- Из-за того, что несколько компаний, которым на правах копродукции принадлежала разная доля прав на фильм, обанкротилась, братьям Ардженто пришлось потратить несколько лет, чтобы восстановить права на оригинальный негатив, провести реставрацию и выпустить полноценную версию в 2009 году.
- Один из рекомендуемых Эдгаром Райтом фильмов.
- Один из редких фильмов Ардженто, где руки убийцы принадлежат не ему. Перчатки убийцы на этот раз примерил сценарист Луиджи Коцци, позднее дебютировавший в режиссуре, поставив ряд известных культовых фильмов.
- Саундтрек должны были писать музыканты из Deep Purple, но из-за гастролей группы сотрудничество не срослось. Сотрудничество с Эннио Морриконе не совсем устраивало режиссёра, который находил его музыку слишком традиционной. Вот что вспоминает сам композитор:
"Опыт и сотрудничество с Дарио Ардженто было крайне важным для меня этапом. Я написал музыку к его первым трём картинам, и, как вы знаете, в них полно крови и насилия. Кроме того, эта музыка была сплошь экспериментальной, додекакофонической, когда все двенадцать тонов в ней слышатся одновременно. В ней не использовалось чётких рефренов, мелодий или узнаваемых звуков, по которым аудитория могла бы понять музыку. Музыкальное сопровождение к трём картинам шло в тематической прогрессии, и это было вызовом для слушателя. Я применял эти додекакофонические звуки для самых трагичных частей фильма, но в то же время старался найти баланс. Я сделал композиции попроще для частей, связанных с главными героями фильма, чтобы не усложнять его для обычной праздной публики. Я экспериментировал, но потом бросил всё это...
В какой-то момент отец Дарио, Сальваторе, который был продюсером, подошёл ко мне со следующими словами: "Эннио, понимаешь, в музыке для всех трёх фильмов нет никакой разницы. Вся она звучит одинаково." Я сказал ему, "Нет, не одинаково. Стиль схожий, но есть прогрессия. Если у вас не хватает музыкального образования, чтобы это понять, вам будет лучше найти себе другого композитора. Если вам кажется, что я повторяюсь, то у нас нет понимания друг друга." И, в самом деле, они обратились за помощью к кому-то другому... но спустя какое-то время Дарио сам мне позвонил, предложив поработать вместе."
- "...Фильм называется "Четыре мухи на сером бархате"... Она (Мимзи Фармер) изящная блондинка, сыгравшая в "Ещё", фильме о сексе, наркотиках и насилии, гипнотически эффектно снятом в Марокко. Помимо этого, она где-то пять лет назад исполнила роли в нескольких дешёвых эксплуатационных фильмах про мотоциклистов. Она чем-то похожа на Джин Сиберг, у неё потрясающе рельефное лицо, и она достойна нескольких ролей, в которых играет Миа Фэрроу."
Роджер Эберт, Chicago Sun Times, 18 октября 1972 года.